МЕТОД ЭЭГ-БИОУПРАВЛЕНИЯ В ЛЕЧЕНИИ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

Синдром нарушения внимания и гиперактив­ности (СНВГ) чрезвычайно актуален в детской психоневрологии и представляет собой наиболее часто встречающееся хроническое расстройство поведения у детей и подростков, характеризую­щееся несоответствующей возрасту высокой двигательной активностью, импульсивностью, невнимательностью.

По одной из гипотез, СДВГ - результат диcрегуляции, связанной с нарушением баланса нейромедиаторов в виде подавления дофаминергической активности и усиления норадренергической, что вызывает недостаточный левополушарный тормозной контроль над правым полушарием и чрезмерное сенсомоторное возбуждение препятствует эффективному когнитивному функционированию (Sterman, 1996).

   Биоэлектрическая активность головного мозга у детей с СДВГ характеризуется усилением тета- и дельта-активности в передних зонах коры и уменьшением представленности в этих областях бета-ритма полосе 12-21 Гц. ЭЭГ-тренинг оказывает влияние на фундаментальные ритмические механизмы, посредством которых мозг управляет активацией и инактивацией. Нейротренинг меняя уровень и степень ЭЭГ - активности нормализует механизмы активации и улучшает кортикальную стабильность. Главные механизмы действия тренинга заключаются в нормализации автономного управления активацией и усилении стабилизации нервной системы через специфические диапазоны частот.

«Тренинг внимания»

Цель процедуры.. «Бета/тета-тренинг » используется для нормализации соотношения уровней бета- и тета-активности в ЭЭГ в лобных отведениях с целью коррекции дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Показания и противопоказания. «Тренинг внимания» по БОС наиболее применим в терапии состояний, связанных с нарушениями внимания, познавательных и моторных функций. Прежде всего, он показан при коррекции расстройств внимания, включая такие формы, как изолированный синдром нарушения внимания (СНВ); СНВ с гиперактивностью, смешанная форма. Также этот вид тренинга будет полезен в терапии специфических расстройств развития: нарушения развития способности к арифметическому счету, расстройств развития экспрессивного письма, алексии. Последствия черепно-мозговой травмы, сопровождающихся снижением когнитивных функций также могут быть показанием для назначения «Бета/тета-тренинг».
Противопоказания: выраженное интеллектуально-мнестическое снижение, выраженные судорожные расстройства, при которых медикаменты препятствуют обучению (прием седативных препаратов); психотические состояния; задержка умственного развития, выраженное депрессивное расстройство. Кроме того, не рекомендуется использование этой процедуры в случаях гиперфункции лобных долей мозга, проявляющейся увеличенной мощностью индекса бета-ритма.

В среднем, курс БОС тренинга внимания составляет около 20-30 се­ансов. Как правило, первые клинические результаты отмечаются не ранее десятой процедуры. Длительность курса обычно зависит от типа синдрома нарушения внимания и от наличия сопутствующих расстройств (депрессия, оппозиционные расстройства поведения и т.д.). Для гиперактивных пациентов обычно требуется большее количество сеансов БОС-тренинга (иногда до 60), чем для детей, страдающих нарушением внимания без гиперактивности, поскольку в этих случаях целесообразно провести предварительно 15-20 сеансов ЭЭГ БОС тренинга по СМР (сенсомоторный ритм) для купирования двигательных нарушений. Есть сведения, что успех ЭЭГ БОС тренинга в высокой степени зависит от тяжести проявлений СНВГ перед тренингом: чем более выражено нарушение внимания, тем показательнее эффект лечения.
На поведенческом уровне БОС тренинг внимания способствует улучшению психической адаптации у детей с СНВГ, развивая у них такие личностные качества, как способность контролировать и прогнозировать свое поведение, повышает самооценку, улучшает психоэмоциональный статус, приводит к долговременным улучшениям в академической успеваемости как у здоровых детей, так и у детей с СНВГ. Эффективность данного метода лечения очень высока – 70-90% случаев, в то время как при­менение психостимуляторов приносит позитивные результаты в 60-75% случаев, а эффект поведенческой терапии наблюдается у 40-50% пациентов.

Физиологические механизмы
В настоящее время, в связи с возрастающей актуальностью состояний, вызванных нарушением внимания у детей, наиболее часто БОС тренинг по бета-ритму применяется в терапии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью или без неё (далее СНВГ). В большинстве случаев причиной недостаточности внимания, в том числе, при СНВГ, является снижение интенсивности мозгового кровотока, уменьшение утилизации кислорода и падение уровня нейромедиатора допамина в лобных долях коры головного мозга (известно, что такие функции, как внимание, абстрактное мышление, уровень бодрствования и контроль импульсивности регулируются именно этой областью). Особенно это выражено при выполнении интеллектуальных задач – чем сильнее пациент с подобным диагнозом старается сконцентрироваться, тем существенней страдает кортикальный метаболизм. Кроме того, такие проявления синдрома нарушения внимания, как невнимательность, гиперактивность, импульсивность могут быть следствием снижения уровня активации лобной коры в сочетании с дис­функцией неспецифических структур ствола и среднего мозга. Регуляция функционирования ко­ры опосредована таламусом, который также моду­лирует вход в сенсомоторную зону.
Синдром нарушения внимания может также трактоваться как результат сбоя регуляции в системе асимметричного неврального контроля внимания и бодрствования. По одной из моделей регуляции внимания и бодрствования, дофаминергическая система, связанная с работой левого полушария, участвует в поддержании тонической активации активного внимания, контроле последовательности действий и планировании движений. В то же время норадренергическая система, связанная с работой правого полушария, участвует в фазной активации, ориентировочной реакции, поддерживает состояние бдительности и организует сдвиги внимания в целом. Появление СНВГ может проявляться в нарушении координированной работы двух полушарий, направленной на управление процессом внимания и, в частности, может быть результатом недостаточного левополушарного тормозного контроля над правым полушарием. СНВГ в общих чертах характеризуется как состояние сниженной активации лобной коры левого полушария, опосредованной дофамином, при одновременной избыточной активации правосторонней теменной области, опосредованной норадреналином.
У пациентов с СНВГ регистрируется функциональный дефицит во фронтальной и префронтальной областях, а особенно в левой фронтальной области. Отмечена связь со снижением функциональной активности хвостатых ядер (часть системы подкорковых ядер, ответственной за подавление двигательных автоматизмов во время выполнения произвольного движения) и с дефицитом дофаминовых влияний в регуляции корково-подкорковых взаимодействий.
ЭЭГ-следствием подобных нарушений может оказаться большая выраженность тета-активности и снижение бета-активности в лобных и центральных отделах коры, которая отличает детей с СНВГ. Медленные ЭЭГ-паттерны могут отражать изменение функции нейротрансмиттеров в указан­ных зонах.
БОС тренинг при синдроме нарушения внимания обычно на­правлен на увеличение быстрой активности в бета1-диапазоне (рекомендуемая частота 14-18 Гц) при подавлении тета-активности. Высокая мощность колебаний тета-спектра ассоциируется с отвлекаемостью, в то время как повышение уровня бета 1-активности связывается с концентрацией внимания и эффективной когнитивной деятельностью. Наличие высокочастотных ритмов бета 2 (25-30 Гц) в ряде случаев является признаком патологии, выраженной тем больше, чем больше доминирующая частота сдвинута в сторону высоких частот и чем значительнее увеличена амплитуда высокочастотного ритма. Есть данные о связи увеличения бета 2- ритма с возрастанием тревожности (наблюдаемое в процессе БОС терапии снижение бета 2 может говорить о снижении тревожности, характерной для детей с СНВГ).
Оптимальным выбором частотного бета- диапазона в БОС тренинге внимания по следует считать 14-18Гц, что позволяет, с одной стороны, минимизировать влияние альфа-активности, а с другой – минимизирует влияние возможных ЭГМ–наводок, которые становятся особенно заметны после 18-19Гц.
В результате БОС тренинга внимания, ведущего к нормализации центральных механизмов регуля­ции, восстановлению гемодинамических, метабо­лических и нейромедиаторных функций, в мозге формируется новая функциональная система, об­ладающая собственным эндогенным механизмом устойчивости.
Изменения при БОС тренинге внимания, как и при других видах ЭЭГ БОС, скорее всего, происходят опосредованно через общемозговые неспецифические активирующие и деактивирующие системы, по волевым запускам, т.е. осознанной командой. Стратегия ЭЭГ БОС в этом режиме обычно направлена на увеличение частоты ритмичной активности в ЭЭГ. Для достижения таких изменений от пациента требуется постепенно научиться управлять своим состоянием путем концентрации внимания на сигнале БОС так, чтобы подавлять низкочастотные колебания ЭЭГ и увеличивать высокочастотные, тем самым, компенсируя пониженный уровень активности передних отделов коры. Стремление к получению положительного подкрепления сначала приводит к кратковременным изменениям в функциональном состоянии мозга. При повторяющемся облегчении нормальных взаимодействий в участвующих в тренинге нейронных сетях, это упражнение может привести к прогрессивным и более устойчивым изменениям как функциональных, так и структурных характеристик.
В работах последнего времени выделяют так называемый «индекс невнимательности», определяющий соотношением тета/бета-индексов. Как указывалось выше, для детей с СНВГ характерно «замедление» ЭЭГ, проявляющееся в увеличении вклада медленных ритмов (тета) и уменьшении вклада быстрых ритмов (бета). Этот показатель у детей с СНВГ более чем в 3 раза выше, чем в группе здоровых детей. БОС терапия должна быть направлена на уменьшение этого отношения (однако надо учитывать, что примерно у 10% детей с клиническими проявлениями СНВГ наблюдается избыток бета- активности в лобных областях, что связывается с чрезмерным увеличением метоболической активности мозга – для таких детей вариант БОС тренинга по отношению тета/бета неприемлем). Таким образом, при проведении БОС терапии СНВГ ориентируются на подавление медленноволновой активности, обычно в тета-диапазоне (4-7 Гц) и увеличение быстроволновой активности в бета1- диапазоне (14-18 Гц), можно в левом полушарии. О достигнутом лечебном эффекте можно говорить в том случае, когда происходит устойчивый сдвиг в сторону преобладания в ЭЭГ бета1-ритма. В результате терапии увеличение мощности бета1-ритма может сопровождаться уменьшением мощности альфа-ритма (в передних и центральных отделах, это обстоятельство справедливо в случае работы с детьми) и увеличением альфа-ритма в затылочных областях.

 

 

 

 Историко-научный аспект

"Метод биологической обратной связи (БОС, в английском варианте – biofeedback) возник в конце 50-х годов прошлого века [5]. Зарождению метода способствовал ряд научных открытий – а) работы N.Miller по выработке у животных висцеральных условных рефлексов (УР) оперантного типа; б) данные M.B. Sterman [13] о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторного усиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человека…"



 Сферы применения БОС-технологий

"С момента своего зарождения до настоящего времени объем проводимых исследований, а также «область интересов» БОС-техноло­гий значительно выросли и условно могут быть разделены на две большие сферы – клиническую и неклиническую...."



 Преимущества БОС

«Преимущество метода БОС состоит в том, что он неспецифичен в отношении диагноза, т.е. позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма – нервной (центральной, периферической, вегетативной), иммунной и гуморальной. Хронический стресс вызывает «предболезнь» - функциональные нарушения регуляции ЦНС, периферической нервной системы, нейроэндокринной и имунной системы..."



Наши партнеры: